Russian

Belarusian

English

Поддержка мозга при деменции

Деменция (старческое слабоумие) – одна из наиболее частых проблем, встречающихся в пожилом возрасте.

Патология может находиться в зачаточном состоянии, при котором происходит лишь незначительное нарушение памяти (забывчивость), возможно общее снижение когнитивных (мозговых) функций, которое достаточно легко скорректировать.

Но болезнь может проявиться и в более серьёзном виде, когда нарушена не только память, но и другие функции мозга – логика, способность пересказать только что услышанное, выполнить работу по инструкции и т. п. Это свидетельствует о том, что деменция прогрессирует, и, чтобы как можно дольше поддержать приемлемый уровень когнитивных функций, требуется целый комплекс реабилитационных мероприятий.

На каждой стадии без медикаментозной помощи не обойтись. Но не менее важной составляющей лечения являются и систематические тренировки угасающих функций. Существует множество интересных методик, эффективно зарекомендовавших себя при терапии даже самых тяжёлых случаев.

Стадии деменции

Выделяют три стадии деменции. Первая протекает практически незаметно. Забывчивость и потерю счёта времени считают нормальными для пожилого неработающего человека. Однако эти симптомы уже говорят о снижении активности функций головного мозга.

Для второй стадии характерны значительно усилившаяся забывчивость, появляются сложности в общении, проблемы в уходе за собой, ухудшается ориентация в пространстве, нарушается поведение, человек забывает предназначение предметов.

Третья стадия – самая тяжёлая, когда пациент становится практически полностью беспомощным. Человек теряет способность к узнаванию, включая близких родственников, полностью лишён возможности смотреть за собой, просто потому, что не знает, что это надо делать и как это сделать, он абсолютно не ориентируется ни в пространстве, ни во времени, часто не может самостоятельно передвигаться.

Упражнения для тренировки мозга на начальных стадиях деменции

Если болезнь «поймать» на начальной стадии, то, как показывает практика, путём регулярных умственных тренировок можно значительно затормозить процесс развития слабоумия.

Невозможно переоценить эффективность поддержания умственных способностей посредством разгадывания кроссвордов, шарад, судоку, любых других головоломок. Кроме этого, психотерапевты предлагают массу упражнений, которые, на первый взгляд, подходят только детям начальной школы. Но именно такие тренировки дают самый высокий результат. Несмотря на простоту, выполнять их лучше в паре с врачом или родственником.

Рассмотрим несколько рекомендуемых упражнений.

Вспомните или запишите на бумаге по 10 наименований предметов, относящихся к одному типу (деревьев, цветов, марок автомобилей и т. п). По такому же принципу можно называть прилагательные, подходящие для описания одного предмета.

Игра в антонимы. Её смысл заключается в том, чтобы как можно быстрее вспоминать слово, противоположное по значению названному.

Игра на тему «Какая связь?». Пациенту предлагается пара слов, например, кошка-котёнок. Его задача выявить связь между понятиями и привести свой аналогичный пример.

Составление связного рассказа по нескольким картинкам.

Категории. В этом упражнении пациенту предлагается ряд понятий, относящихся к одной категории предметов (например, мебели) и одно-два неподходящих (например, чашка и ложка), которые и нужно определить.

Упражнение «делай как я». Пациенту предлагается повторять за помощником различные мимики лица, движение руками, ногами туловищем и т. д.

Крайне эффективным для развития когнитивных функций является упражнение «Узнавание на ощупь». Пациенту завязывают глаза и предлагают на ощупь определить заранее приготовленные мелкие предметы и по возможности описать их.

Подобных упражнений множество. Их можно придумывать по аналогии, усложнять или упрощать по мере того, как больной справляется. Неизменным должно оставаться лишь одно – регулярность тренировок (желательно ежедневно).

Упражнения в быту при деменции

Вышеописанные упражнения – это своего рода специальные занятия с необходимостью подготовки материала. Но не стоит сбрасывать со счетов и другие возможности поддержания мозговой деятельности. Например, раскладывание белья с его сортировкой, вытирание посуды и раскладывание её по нужным ящикам в шкафу, выкладывание из сумок покупок и правильное размещение продуктов в кухонных шкафах и т. д. Вообще людей с прогрессирующей деменцией стоит как можно чаще привлекать к делам, связанным с сортировкой чего-нибудь. Это помогает поддерживать логику, запоминать что-где лежит (это потом можно там взять), в добавок работа руками физически воздействует на активизацию мозговой деятельности.

Помимо этого, любая домашняя работа, особенно удачно выполненная, доставляет массу удовольствия человеку. Он не чувствует себя больным, деградировавшим, он видит, что полезен, и это вызывает массу положительных эмоций, что крайне важно при заболеваниях мозга.

Ещё одно эффективное и практичное упражнение – это прогулки по маршруту с запоминанием, что и где расположено. Цель в том, чтобы человек мог не только уйти из дома, но и вернуться. Отличительной чертой пациентов с прогрессирующей деменцией является усиливающееся желание к прогулкам, в результате которых нередко их приходится искать. Поэтому гулять лучше всегда в сопровождении и при этом все время обсуждать, что видим, куда идём, акцентировать внимание на запахах и т. п. Это способствует бессознательному запоминанию дороги домой и в критической ситуации может помочь.

Ещё один приём, который можно использовать в быту, – это работа с ощущениями. Например, доверьте человеку мытье фруктов. Контакт с водой сильно успокаивает, и наполняет положительными эмоциями, прикосновение к красивым спелым фруктам только усилит эффект. А после всего можно предложить разложить фрукты по коробкам или ящикам, в которых они обычно хранятся.

Специальные методики, применяемые в клиниках деменции

В стационары, как правило, попадают люди, которые находятся на последней стадии развития патологии, при которой функции мозга настолько угасли, что простые бытовые или игровые способы реабилитации бесполезны. Однако и для таких случаев существуют методики, помогающие хотя бы частично удерживать личность в реальности. Методик много, остановимся лишь на некоторых.

Метод 10-минутной стимуляции Уте Шмидт-Хакенберг (Германия)

Его принцип заключается в том, чтобы заставить пациента вспомнить событие или их цепь (разумеется только положительные), которые произошли с ним в молодости. Для этого выбирается какой-либо предмет, который должен сыграть роль раздражителя (стимулятора деятельности мозга). Например, ракушка может ассоциироваться со счастливой поездкой к морю. Даже не вникая в тонкости, понятно, чтобы метод сработал необходимо провести огромную работу по изучению всей жизни пациента и найти подходящий раздражитель. Когда пациент начинает регулярно правильно откликаться на различные раздражители, вспоминая «как оно было», метод потихоньку переводят в обиход, например, в виде раздражителя выступает тарелка, и пациент знает, что надо есть, при виде полотенца – что надо мыть руки и т. п.

Тренировки проводятся ежедневно до достижения результата. Чем тяжелее стадия заболевания, тем короче будут занятия, чтобы сохранить у пациента интерес к ним.

Арт-терапия Анжелы Байерс (Франция)

Замечено, что люди с когнитивными отклонениями расположены к занятиям с различными предметами, для каждого из которых у них своё действие: одни предметы они прячут, другие раскладывают, третьи заворачивают и т. д. Врач не вмешивается, а только наблюдает (за исключением случаев проявления агрессии). По наблюдениям психотерапевтов подобные игры позволяют больным спокойно погрузиться в себя, что поддерживает их индивидуальность. Иногда удаётся добиться такого эффекта, при котором больной почти понимает, что делает. Это считается большим успехом.

В заключение хочется подчеркнуть, что деменция – это тяжёлый недуг, но не стоит опускать руки. Правильный уход и регулярные тренировки могут на долгие годы отодвинуть угасание мозга ваших родных и близких.

Психолог Лопасина Ю.Л.

Мы на карте