Russian

Belarusian

English

8 02243 7-10-19, A1 +375 29 6725764 регистратура
8 02243 7-91-37 приемная
8 02243 7-91-46 главный врач
8 02243 7-91-45 зам. гл. врача
e-mail: info@cherikovcrb.by
e-mail: reg@cherikovcrb.by

Электронные обращения

Нормативные правовые документы, регулирующие работу с обращениями граждан и юридических лиц

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»;

Директивой Президента Республики Беларусь 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 "О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений";

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786 "О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц";

постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 июля 2012 г. № 667 "О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц";

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 года № 986 «О системе учета и обработки обращений»;

Об изменениях и дополнениях в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц

Со 2 января 2023 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Вносятся изменения в порядок подачи и рассмотрения обращений.

В первую очередь, изменения коснутся порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Заявители будут вносить такие обращения через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.

Это значит, что действующие в настоящее время способы (или способ) подачи электронных обращений — размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет и (или) направление на адрес электронной почты — не будут применяться в работе. Соответственно, направленное таким образом обращение не будет рассматриваться в рамках Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях).

С учетом этого, в Законе об обращениях изменяется и само понятие «электронное обращение» — это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.

Система учета и обработки обращений будет обеспечивать возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создается отдельный сайт (http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо будет пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных.

Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет. В то же время, если заявитель в своем электронном обращении попросит дать ему письменный ответ, то такой ответ ему будет дан в установленном порядке.

Внедрение системы учета и обработки обращений в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения, а также исключить возможность злоупотребления правом на обращение со стороны заявителя — ведь в практике имеются случаи, когда граждане направляли обращения под вымышленными именами или от других лиц.

Таким образом, электронные обращения будут подаваться через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (http://обращения.бел). Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.

Закон об обращениях дополнен статьей 25-1, в которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими обращениями будут считаться как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более десяти, при этом ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С нового 2023 года существенно сужается круг организаций, в которых она будет вестись. Такая книга будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер, деятельность в которых потребует ведения книги замечаний и предложений, будет определен Советом Министров Республики Беларусь. Эти изменения основаны на практике, показавшей нецелесообразность ведения книги замечаний в некоторых организациях, а в отдельных случаях — использование ее не по назначению, в том числе как инструмент подачи письменного обращения.

Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу. Так, обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случае, когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Самая распространенная ситуация злоупотребления правом на обращение — когда заявитель направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что его обращения неоднократно всесторонне и в полном объеме рассматривались и заявителю дан исчерпывающий ответ по существу поставленных вопросов.

Остается в силе требование о необходимости уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу.

Кроме того, устное обращение можно будет оставлять без рассмотрения по существу, если заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.

Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием.

Так, должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники этих организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, будут вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием: когда заявитель применяет технические средства без согласия должностного лиц, проводящего прием, и отказывается остановить их применение; в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы (и не только в ходе личного приема, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях).

Изменения в Законе об обращениях также конкретизируют способы ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимся к рассмотрению их обращений,- заявители будут иметь право делать выписку из них, а также осуществлять их фотосъемку (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено). Отсутствие четкого регулирования таких вопросов ранее нередко вызывало проблемные ситуации при взаимодействии государственных органов и организаций с гражданами.

Внесло коррективы в Закон об обращениях развитие законодательства о персональных данных. В этой связи статья 14 Закона об обращениях дополнена новой частью, устанавливающей, что если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.

В Закон об обращениях внесены дополнения в части правовых оснований, позволяющих не направлять ответ заявителю. Так, это будет, иметь место в случае наличия соответствующей просьбы заявителя.

Необходимо отметить, что все изменения и дополнения внесены в Закон об обращениях с учетом практики работы государственных органов и организаций и направлены на совершенствование организации работы с обращениями граждан и юридических лиц.

Информация о порядке подачи электронных обращений.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» электронные обращения подают ся в государственные органы и иные государственные организации через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее - Система).

Доступ к Системе для заявителей бесплатный и осуществляется через сайт httр://обращения.бел), на котором необходимо пройти регистрацию, после чего Система формирует личный электронный кабинет заявителя.

Через свой личный кабинет заявитель может направить обращения в необходимый для него государственный орган или государственную организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет.

Преимущество направления электронных обращений посредством Системы - повышение удобства заявителей при подаче электронных обращений и получении ответов на них.

Заявителю предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к Системе, в связи с этим отсутствует необходимость заполнения специальной формы на каждом интернет-сайте государственного органа или иной государственной организации.

Система также позволяет заявителю отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится электронное обращение, просматривать перечень поданных обращений, статус их рассмотрения, а также отзывать их.

Электронные обращения

В связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» со 2 января 2023 года изменился порядок подачи электронных обращений.
Электронные обращения подаются через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (
https://обращения.бел). Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.
Действовавший ранее способ подачи электронных обращений в облисполком – размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет – в настоящее время не используется.
Электронные обращения, направленные в облисполком иными способами, не подлежат приему и регистрации.

Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан регулируется «Об обращениях граждан и юридических лиц» (аналогичен порядку, установленному для письменных обращений, с учетом некоторых особенностей).

Подача обращений.

Электронные обращения направляются в облисполком посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (обращения.бел).

Обращаем внимание! Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях) обращения подаются в государственные органы, организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

Требования, предъявляемые к электронным обращениям в соответствии со статьями 12, 25 Закона обращениях.

Электронное обращение излагается на белорусском или русском языке.

Электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать:

наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

изложение сути обращения.

Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать:

наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

полное наименование юридического лица и его место нахождения;

изложение сути обращения;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

Важно!

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.

Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы.

Тест обращения должен поддаваться прочтению.

Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбителях слов или выражений.

Внимание!

Несоблюдение вышеуказанных требований, предъявляемых к электронным обращением, может стать основанием для принятия решения об оставлении обращения без рассмотрения по существу.

Направление ответов (уведомлений) на электронные обращения.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений, за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ.

Оставление обращения без рассмотрения по существу.

На основании статьи 15 Закона об обращениях электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу если:

обращения не соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию электронного обращения;

обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили;

пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

заявителем подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;

обращение содержит угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет право на обращение.

Сроки рассмотрения обращений.

Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня регистрации, а требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 1 месяца.

Мы на карте