Russian

Belarusian

English

Профилактика суицидального поведения

ГОЛОСУЕМ ЗА ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ

О профилактике подросткового суицида

Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… ....у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…

Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно с подростками.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14–24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание.

По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Оценка суицидального риска

  • Подросток часто говорит на тему смерти, проявляет постоянный интерес к этой теме.
  • Низкая самооценка.
  • Головные боли и боли в желудке.
  • Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках.
  • Подросток внезапно утратил интерес к своему внешнему виду и опрятности.
  • Подросток потерял интерес к ранее любимому занятию.
  • Подросток носит преимущественно черную одежду, иногда с изображениями черепов.
  • Подросток слушает мрачную, тяжелую музыку
  • Подросток увлекся философией, иногда рассуждает на тему конечности жизни.
  • Подросток недавно потерял близкого человека (члена семьи/друга)
  • Подросток кажется постоянно уставшим, безразличным, опустошённым.
  • Кто-то из близкого окружения подростка недавно покончил собой.
  • Подросток всё свободное время проводит, играя в шутеры.
  • Подросток возвращает окружающим долги или взятые у них вещи, раздаривает свои.
  • Подросток мало спит, выглядит постоянно усталым.
  • Подросток быстро теряет вес, пропускает семейные приемы пищи, отказывается от любимых блюд.
  • Смерть любимого (другого значимого человека).
  • Родители подростка разводятся и постоянно конфликтуют.
  • Подросток сменил учреждение образования.
  • Прогулы в школе, плохая успеваемость.
  • Запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли жертвы.
  • Серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены).
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия.
  • Серьезная физическая болезнь.
  • Разрыв отношений и межличностные конфликты.
  • Конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Состояние депрессии.
  • Высокий уровень безнадёжности в высказываниях.
  • Ревность к младшим братьям/сестрам.
  • Подросток переживает неразделенную любовь.
  • Подросток переживает неразделенную любовь.
  • Подросток с семьей переехал в другой город.
  • У подростка умирает любимое домашнее животное.
  • У подростка синяки и порезы на теле.
  • Подросток в прошлом уже совершал попытки самоубийства.
  • Девочка-подросток стала ярко, вызывающе краситься.
  • Подросток увлекся холодным оружием.
  • Подросток стал (-а) жертвой сексуального насилия.
  • Подросток пережил (-а) неудачный сексуальный опыт
  • Подросток активно ищет и собирает информацию о самоубийстве (в книгах, Интернете, кино).
  • Подросток очень часто плачет, отказываясь объяснить причину.
  • Склонность к подражанию, эффект Вертера.
  • Подросток стал часто не ночевать дома.
  • Подросток мало общается с друзьями, свободное время проводит за чтением или другим хобби.
  • У подростка нет друзей в классе (группе).
  • Подросток очень много времени проводит в компании друзей, мало времени уделяет учёбе.
  • Подросток говорит близким о том, что очень устал, зашёл в тупик, не знает, зачем дальше жить.
  • Родители применяют к подростку физические наказания, вводят множество ограничений, применяют физические наказания.
  • Подросток размещает на своей страничке в социальных сетях депрессивные картинки и тексты

Признаки (индикаторы) суицидального риска

  • Самоизоляция, ограничение контактов с окружающими;
  • пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
  • побеги из дома;
  • темы смерти и самоубийств становятся доминирующими в творчестве;
  • прослушивание тематической музыки, касающейся вопросов смерти;
  • потеря смысла жизни;
  • раздача личных вещей;
  • прямые или косвенные высказывания ребенка о суицидальных намерениях;
  • признаки агрессии, направленной на себя, систематическое самообвинение;
  • отсутствие планов на будущее;
  • повышенная тревожность, перепады настроения;
  • осуществление различного рода ритуалов прощания;
  • самоповреждения;
  • уход от контактов, изоляция от семьи и друзей;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • начало или увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (участие в драках и беспорядках);
  • резкие изменения в поведении;
  • Снижение успеваемости и прогулы в школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Внимательно выслушайте подростка, упоминающего о суициде. В состоянии душевного кризиса прежде всего нам необходимо высказаться. Если родитель не готов ТАКОЕ слышать, то ребенок не будет откровенен. Постарайтесь понять проблему, скрытую за словами подростка.  Сразу обращайтесь к специалистам, не игнорируйте малейшие тревожные признаки.

Оцените серьезность намерений и чувств подростка. Насколько расплывчаты и не определенные его планы о суициде. Если имеется конкретный план -«нарисована картинка» суицида - то ситуация острая и опасная.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Основания тревожится дают резкие изменения поведения подростка:

  1. находившийся в затяжной депрессии подросток вдруг переходит к бурной деятельности;
  2. тревожный и мятущийся подросток вдруг успокаивается и затихает, замедляется;
  3. подросток становится спокойным и раздаривает свои любимые вещи, гаджеты.

Резкая смена поведения может служить основанием для тревоги.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находятся в состоянии глубокой депрессии.

Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Как беседовать с подростком, проявляющим суицидальные тенденции.

Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Важно дать ему возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов.  Откровенная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

Не впадайте в замешательство!!!

Мы на карте