Russian

Belarusian

English

8 02243 7-10-19, A1 +375 29 6725764 регистратура
8 02243 7-91-37 приемная
8 02243 7-91-46 главный врач
8 02243 7-91-45 зам. гл. врача
e-mail: info@cherikovcrb.by
e-mail: reg@cherikovcrb.by

Сексуализированное поведение

Показатели сексуального насилия над детьми варьируются в зависимости от возраста.

Сексуальное насилие включает в себя целый ряд действий, не оставляющих физических следов. К этим действиям могут относиться поцелуи, энергичное ощупывание эрогенных зон, демонстрация гениталий, а также понуждение ребенка к наблюдению за половым актом, осуществляемым взрослыми.

Если ребенок был физически вовлечен в сексуальные действия, это может привести к возникновению физических показателей сексуального насилия или нанесению ребенку травм. Наличие таких показателей или травм может быть подтверждено по результатам медицинского освидетельствования, которое должно проводиться врачом, специализирующимся на случаях сексуального насилия. У многих детей, подвергшихся сексуальному насилию, возможно выявление следующих физических признаков:

  • Травмы в области гениталий, включая синяки, порезы или разрывы, следы укусов, растяжение влагалища или прямой кишки, трещины в прямой кишке, опухание или покраснение генитальных тканей. (Причиной возникновения таких травм могут быть проникновение во влагалище или прямую кишку пальцами, пенисом или другими предметами. Укусы и синяки могут также быть найдены на груди, ягодицах и бедрах. Травмы гениталий у детей младшего возраста могут быть результатом физического наказания за несоблюдение правил опрятности при отправлении естественных надобностей. Под воздействием таких травм дети могут «вертеться» на стульях в школе или проявлять признаки физического дискомфорта.)
  • Наличие заболеваний, передающихся половым путем, таких как генитальный герпес, гонорея, сифилис, остроконечная кондилома или хлаиидиоз, являются неопровержимыми доказательствами того, что ребенок подвергся сексуальному насилию. Выявление у девочек и девушек монилиаза (дрожжевой инфекции) необязательно свидетельствует о том, что они подверглись сексуальному насилию. Дрожжевые инфекции могут возникать в результате приема системных антибиотиков или избыточного спринцевания. В то же время выявление дрожжевой инфекции у девочки младшего возраста требует проведения медицинского освидетельствования и дальнейшего расследования.
  • Сыпи, зуд или раны в области гениталий и заднепроходного отверстия.

    Подозрительные пятна, кровь или семя на нижнем белье, одежде или теле ребенка.

  • Инфекционные заболевания мочевого пузыря или мочевыводящих путей (Симптомы включают в себя боль при мочеиспускании, наличие крови или гноя в моче и высокая периодичность мочеиспускания. Инфекционными заболеваниями мочевыводящих путей часто страдают сексуально активные женщины. У девочек такие инфекции выявляются крайне редко, за исключением случаев, когда они страдают заболеваниями мочевого тракта (например, девочки, болеющие расщеплением позвоночника часто страдают от инфекционных заболеваний мочевыводящих путей в результате неврологической дисфункции.) Все случаи выявления инфекционных заболеваний мочевыводящих путей у детей должны расследоваться на предмет возможного сексуального насилия.)
  • Болезненная дефекация или запоры могут свидетельствовать о проникновении в прямую кишку.

Поведенческие показатели сексуального насилия.

В зависимости от того, как давно имел место половой контакт, и насколько интенсивным он был, явные физические показатели сексуального насилия могут отсутствовать. Помимо физических показателей, существуют поведенческие показатели сексуального насилия.

  • Словесное заявление – когда ребенок заявляет, что он принимал участие в сексуальных действиях, или что взрослый делал с ним «плохие вещи», это всегда надо воспринимать серьезно. Если не обратить внимание на такое заявление или принизить его значимость, в будущем ребенок может не выказать желания обсуждать этот вопрос. Ребенок зачастую не может прямо заявить о том, что стал жертвой сексуального насилия, поскольку преступник угрожал ему, что это повлечет за собой серьезные последствия. В силу этого такие заявления могут носить завуалированный характер, например: «Я не хочу идти домой» или «Я больше не люблю папу».
  • Высокий уровень осведомленности по вопросам секса и сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка – специалист должен быть осведомлен о том, что и сколько дети разного возраста должны знать о сексе, и как они должны себя вести в сексуальном плане, чтобы вовремя выявлять несоответствия. При этом существуют некоторые поведенческие паттерны, которые зачастую свидетельствуют о нехарактерной вовлеченности в сексуальную деятельность. К ним относятся следующие:

- сексуально вызывающее поведение в отношении взрослых;

- имитация половых актов;

- злоупотребление мастурбацией (сверх того, что характерно для детей данного возраста);

- вовлечение других детей в игры с сексуальным подтекстом (за исключением игр, которые мотивируются нормальным любопытством и потребностью в визуальном и тактильном исследовании, таких как игры «в больницу» и взаимное раздевание, которые характерны для детей младшего возраста);

- создание и реализация сексуальных сценариев с привлечением игрушек или кукол (например, кукла-«ребенок» кладет лицо на пах куклы-«папы» и говорит: «Ему это нравится»; или кукла-«папа» засовывает руку под юбку куклы-«ребенка» и начинает тереть ее в области «лобка»);

- страх перед мужчинами или женщинами.

  • Некоторые дети надевают на себя чрезмерно много одежды, что можно истолковать как символическую попытку спрятать или защитить свое тело. Кроме того, они могут прятать одежду, на которой остались физические следы сексуального насилия.
  • У детей, подвергшихся половому насилию, зачастую присутствуют общие признаки эмоционального истощения. Следует, однако, помнить о том, что эти признаки необязательно указывают на то, что имело место сексуальное насилие. К ним относятся следующие:

- Страхи и фобии (боязнь темноты, нежелание идти в школу, на улицу, домой, страх быть оставленным в одиночестве, беспредметная тревога, боязнь конкретных людей).

- Агрессивное поведение, истерики, сцены, попытки убежать из дома, стремление ввязаться в драку.

- Уход от общества, скрытность, изоляция, общее недоверие к людям.

- Общая раздражительность, подверженность приступам плача, избыточная активность, неспособность сконцентрироваться.

- Регрессия у детей младшего возраста (недержание мочи, недержание кала, сосание большого пальца, переход на «детский лепет», болезненное стремление к физической ласке).

- Симптомы тревоги и депрессии.\

Некоторым может показаться, что сексуализированное насилие — это не настолько травмирующий опыт, как сексуальное насилие. Пожалуйста, расскажите, в чем разница, и какие последствия для психики ребенка может нести сексуализированное насилие?

Сексуальное насилие — это термин, от которого специалисты стали постепенно отказываться. Сейчас профессиональным сообществом, работающим с проблемой насилия, используется термин «сексуализированное насилие».

Разница в расстановке акцентов: слово «сексуальное» относится к сексу, это слово несет позитивный посыл, им часто описывают что-то привлекательное. Используя формулировку «сексуализированное насилие» мы смещаем акцент на то, чем оно является в первую очередь — на «насилие».

По каким прямым и косвенным признакам родители могут попытаться определить, что ребенок подвергся сексуализированному насилию?

Отсутствует специфический, одинаковый для всех детей, пострадавших от сексуализированного насилия, набор признаков, обнаружив которые у ребенка, мы бы могли с полной уверенностью сказать, что да, действительно имело место насилие в отношении ребенка. В связи с этим, особенно важно обратить внимание на то, что подходить к диагностике каждого случая нужно индивидуально, каждый раз учитывая всю совокупность выявленных признаков.

Пострадавший от сексуализированого насилия ребенок, как правило:

часто говорит, что у него есть «секрет»;

может демонстрировать так называемое сексуализированное поведение (в том числе агрессивное): такой вид поведения характерен для детей, которые подвергаются насилию в течение длительного времени.

Оно может проявляться в следующем:

 дети демонстрируют повышенную осведомленность, проявляют фиксированный интерес к сексуальным вопросам;

 совершают сексуализированные действия, направленные на себя: мастурбация, демонстрация половых органов;

 дети вовлекают в сексуализированные отношения других детей или взрослых;

проигрывает сцены насилия в сюжетно-ролевой игре с игрушками;

отражают травматический опыт в своих рисунках.

Можно выделить следующие признаки наличия сексуализированного насилия по рисункам детей:

 ребенок рисует человека обнаженным;

 путается в изображении пола или рисует человека другого пола;

 преувеличивает отдельные части тела, например, рот, в ситуации, где имело место оральное сексуализированное насилие;

 пропускает отдельные части тела;

 ребенок испытывает трудности в изображении фигуры человека (вместо него может нарисовать животное).

Также важно обращать внимание на физические индикаторы сексуализированного насилия у детей, такие как травмы и расстройства, от повреждения генитальной, области до хронических болей внизу живота и других признаков.

Может быть сложно определить, что ребенку пришлось столкнуться с насилием, для этого есть несколько причин:

Дети находятся в уязвимом и зависимом положении от взрослых людей рядом, и насильники пользуются этим.

Зачастую насильник обладает большой властью над ситуацией. В большинстве случаев преступление совершает человек из близкого круга, может быть его родственником или другом семьи.

Дети могут не понимать, что это насилие, что им причинили вред, или уверены, что все происходящее — это форма заботы о них со стороны взрослого или что это такая игра.

Дети часто думают, что каким-то образом заслуживают насилия, а окружающие их близкие люди не вмешиваются, потому что и так знают об этом и согласны.

Дети могут испытывать чувство вины, неловкости и стыда (например за то, что ребенок испытывал приятные ощущения при стимуляции).

Дети могут столкнуться с чувством беспомощности из-за неспособности остановить происходящее.

Иногда они боятся, что им не поверят или их накажут. Бывают ситуации, когда вместо поддержки ребенок сталкивается с неуместными вопросами или даже обвинениями в случившемся.

Насильник может убедить ребенка в том, что обращение за помощью приведет к ухудшению ситуации, например, насилию в отношении других членов семьи. Это может быть особенно актуально в тех случаях, когда преступник обладает несоразмерно огромной властью.

Часто родители стремятся «не выносить сор из избы» и скорее забыть о насилии, с которым столкнулся ребенок. Они могут считать, что если о насилии станет известно окружающим, это разрушит семью. Иногда они думают, что ребенок сможет оставить ситуацию в прошлом и жить дальше, и для этого нужно делать вид, будто ничего не произошло, избегать разговоров об этом. Такое поведение родителей может навредить пострадавшему ребенку, обесценить его переживания и опыт. 

Как помочь пострадавшему ребенку восстановиться?

В значительной мере степень травматизации ребенка зависит от того, как долго насилие длилось и оставалось неизвестным.

Реакция взрослых на информацию о насилии имеет ключевое значение для процесса восстановления ребенка.

Важно не поддаваться панике, дать понять ребенку, что вы верите его словам, готовы выслушать и помочь и ни в коей мере не считаете его виноватым в случившемся.

Ребенок нуждается в том, чтобы его постарались понять и не осуждали. Довериться другому человеку может быть сложно, и чтобы решиться рассказать о случившемся, ребенку нужны силы, смелость и уверенность, что его поддержат. Также для этого часто требуется время. Выслушав ребенка, обязательно скажите ему, что вы рядом и готовы сделать все возможное, чтобы защитить его.

Будьте готовы к тому, что ваша помощь, терпение и внимание будут требоваться ребенку длительное время. Что считается сексуализированным насилием над ребенком? Это только про физический контакт?

Секуализированное насилие — это широкий спектр действий, которые нарушают границы ребенка. Это и проникающее изнасилование, и когда трогают интимные зоны ребенка, принуждают к оральному сексу, мастурбации. И когда ребенку показывают гениталии, ведут с ним разговоры о сексе или заставляют смотреть порнографию.

Подавляющее большинство сексуализированных преступлений против детей совершают близкие люди, которые очень хорошо знают ребенка, у них есть доступ в дом и они пользуются доверием родителей.

«Сексуализированное насилие не про секс, оно про власть и доминирование. Насильник обращает внимание на ребенка, не только потому что он сильно его возбуждает, но и потому что ребенок доступен, он самый беззащитный и уязвимый в семье.

  1. Как я могу защитить своего ребенка?

У ребенка надо начинать формировать личные границы, как только он начнет разговаривать. С пятилетнего возраста можно обсуждать вопросы, которые появляются у детей. Их нужно подготавливать, что они будут сталкиваться со взрослыми, которым, возможно, придется давать отпор и с которыми придется выстраивать довольно жесткие границы.

Удобнее всего начинать разговоры с деления на «мое» и «чужое». Например, если ребенок не хочет обнимать и целовать неприятных ему родственников, то не надо его принуждать. Не говорите ребенку: «Как тебе не стыдно, иди обними бабушку и дедушку», лучше объясните родственникам, что ему некомфортно и заставлять вы его не будете. Так у ребенка будет четкое понимание, что он может отойти, если не хочет, чтобы к нему прикасались.

Чтобы защитить ребенка от сексуализированных преступлений, его необходимо обучить «правилу трусиков» и «правилу помощи взрослого». Первое — до нижнего белья не может дотрагиваться никто, кроме тебя самого и значимого взрослого, который за тобой ухаживает. Второе правило — взрослый никогда не попросит помощи у ребенка.

  1. Мне и ребенку нужна помощь юриста и психолога, куда обратиться?

«SOS – Детская деревня Могилев»

Социальный кризисный центр +375222648089 в кризисной ситуации, будние дни

с 9.00 до 17.00 +375447607603

г.Могилев 212010 ул.Сурганова, 43

Мы на карте